• Николай

Электронный ПТС: как это будет

Электронный PTS: что нас ждет в будущем

С 1 ноября 2020 года вступят в силу изменения, которые коснутся всех владельцев автомобилей. В этом материале мы рассмотрим особенности и нюансы инноваций.

С 1 ноября этого года Национальное бюро инспекции безопасности дорожного движения, предприятия автомобильной промышленности и органы по сертификации прекратят выдачу бумажных сертификатов на транспортные средства. Их заменят электронные аналоговые блоки, способные отслеживать историю транспортного средства, аварии и техническое обслуживание. Существующие бумажные паспорта продолжат циркулировать, но новые документы будут переведены на электронный формат. Решение о замене старой модели на цифровую принимает владелец автомобиля.

Решение о внедрении электронной ВТС представители Евразийского союза приняли несколько лет назад, а к концу 2020 года Минпромторг завершил ее разработку и внедрение. Карты ЭПТС получат не только российские автовладельцы, в проекте примут участие все страны Евразийского экономического союза. Теперь давайте посмотрим, как изменится жизнь водителей этой осенью.

Какая участь ждет бумажные документы?

Чиновники не планируют отменять старые паспорта транспортных средств: их по-прежнему можно использовать на всей территории России. Нововведение коснется только автомобилей, импортируемых в страну и сходящих с конвейеров.

Какие органы уполномочены оформлять автопаспорта?

Выдавать документы о регистрации транспортных средств уполномочены следующие органы:

  • Отечественные производственные компании – АвтоВАЗ, УралАЗ, GM-AVTOVAZ, Scania, BAU-RUS Motor Corporation и др.;
  • Официальные представители зарубежного автопрома в Российской Федерации.

Однако дилерским компаниям такие права не предоставлялись, хотя они по-прежнему могли регистрировать автомобили, к приобретению которых они приложили руку. Застройщик объясняет это тем, что дилеры не принимают непосредственного участия в проекте, а находятся лишь в цепочке обязательных процедур. Дилерские организации имеют те же права собственности, что и частные лица. Если физическое лицо ввозит автомобиль на территорию Российской Федерации, испытательная лаборатория выдает цифровой документ.

Какие сведения вносятся в базу?

Новый паспорт будет содержать подробную информацию о транспорте:

  • Технические параметры – мощность, модель, рабочий объем, номер двигателя, номер кузова и шасси, масса без нагрузки, пробег;
  • Идентификационный номер транспортного средства;
  • Процедуры технического осмотра;
  • таможенные ограничения;
  • запреты, установленные банковскими учреждениями и лизинговыми организациями;
  • Смена владельца;
  • внесены изменения в конструкцию;
  • Решение судебного пристава.

Для хранения информации создана отдельная интернет-система, которую каждый участник сможет изменять в зависимости от своих возможностей и прав доступа. Например, технические инспекторы вносят результаты технического ремонта, дилеры — сведения о сделках купли-продажи, а сотрудники ГИБДД — сведения о регистрационных операциях и специальных предписаниях. «Профиль» своевременно обновляется, и разрабатываются планы по максимальной автоматизации процесса.

Единственное небольшое отличие заключается в том, что виртуальный ПТС не включает в себя графу страхового полиса, но это и не обязательно. Российский союз автострахования создал отдельные досье по ОСАГО и КАСКО. Данные по страхованию синхронизированы с базой данных EPTS и быстро предоставляются по запросу.

Одним из «добровольных» пунктов выборки была стоимость автомобиля. Если предыдущий владелец посчитал необходимым повысить цену, новый владелец увидит это при оценке адекватности сделки.

Предполагается, что дилерам, которые часто торгуют подержанными автомобилями, потребуется подробная база данных. При обращении владельца вся история устройства будет отражена в электронном паспорте, а значит, обеим сторонам будет проще достичь соглашения при продаже или оформлении обмена.

Виртуальный или бумажный документ: что лучше?

По словам разработчиков, между аналоговым PTS и цифровым PTS существует огромная разница. Онлайн-версия содержит больше информации, а вероятность ошибки близка к нулю, что особенно удобно при подаче заявления на получение сертификата от Национальной администрации безопасности дорожного движения. При использовании аналоговых форматов большую роль играл человеческий фактор — сотрудники были вынуждены вручную вводить данные в компьютеры. Теперь вам просто нужно ввести свой персональный идентификационный номер и начать работать — система автоматически загрузит «профиль».

Если предыдущее противоправное деяние висит в деле «мертвым грузом», то теперь представитель ГИБДД не сможет исправить материал — за его достоверность отвечает производитель или импортер. Для некоторых полей есть исключения, но право редактирования номера и технических характеристик имеет только производитель.

Это нововведение призвано существенно упростить работу сотрудников ГИБДД и сэкономить время. Нет необходимости копировать документы, ставить печати или вводить дополнительную информацию.

Как создается история ТС?

Цифровой паспорт транспортного средства доступен на сайте National Services после входа в свою учетную запись. Система позволяет извлекать документы онлайн. Владелец автомобиля может получить справку бесплатно, третьим лицам за эту услугу придется заплатить 250 рублей. Выписка из «Госуслуг» содержит только официальную техническую информацию без указания имени владельца.

Электронная версия паспорта транспортного средства отражает весь «жизненный путь» автомобиля: от схода с конвейера до финального технического осмотра. Дыра в «досье» возможна только в том случае, если владелец автомобиля не обращается в официальное посредническое агентство и, при необходимости, в страховую компанию. По мере постепенного внедрения EPTS и заполнения базы данных появится возможность создавать подробные отчеты по каждому транспортному средству. В настоящее время подобные примеры доступны на специализированных порталах, но вскоре услуга будет доступна и на «Госуслугах».

А как же сведения о владельцах?

Мы решили сделать часть информации о владельцах общедоступной — ее заполнение является добровольным. АО «Электронный паспорт» считает данное решение ошибочным. Руководители акционерных обществ утверждают, что обязательная идентификация владельцев поможет избежать многих трудностей, возникающих в торговых отношениях. Более того, даже ГИБДД не может получить информацию о владельце автомобиля — проверка использует собственный интернет-архив.

Защитит ли ЭПТС от угона?

Ворам все равно, какая версия сертификата выдана на автомобиль. Даже самая изощренная схема мошенничества не позволит злоумышленнику подделать материалы и зарегистрировать «ласточку» на имя другого владельца. Если злоумышленники внесут коррективы, обновление немедленно появится в архиве. Любая проверка выявит подделку, а также несоответствие между фамилией и договором купли-продажи.

Поможет ли нововведение при покупке?

Эксперты убеждены, что необходимость оцифровки основных транспортных документов назрела давно. Со временем важные записи уже не помещаются на бумаге, и становится невозможным полностью проследить историю транспортного средства. Владельцам приходится перерегистрировать свои транспортные средства на право собственности, а на вторичном рынке они часто рассматриваются как ненадежные дубликаты, что вынуждает их снижать цену на свою продукцию.

Внедрение цифрового формата призвано решить эту проблему — покупатели смогут в полной мере оценить состояние автомобиля, а недобросовестные продавцы не смогут продать «неликвиды». Хотя оцифровка не может полностью исключить мошенников с рынка, она может служить базовым методом проверки.

Павел Бугяков, руководитель Help Buy Auto, утверждает, что с появлением ЭПТС вторичный авторынок освободится от хаоса, особенно если столбцы с ценами станут обязательными. Директор холдинга «Авилон» Антон Демкин считает, что модернизация процесса оформления документов приведет к росту цен на автомобили, но при этом процедура покупки станет проще.

Это нововведение поможет разоблачить недобросовестных дилеров, которые склонны менять VIN-номера при продаже подержанных автомобилей. Эта мошенническая тактика направлена ​​на сокрытие проблем с доставкой — залогов, аварий, таможенных ограничений.

Еще одним преимуществом нового стандарта является то, что виртуальные документы практически невозможно потерять. Данные хранятся с использованием многоуровневой системы безопасности, аналогичной той, что используется в банках и государственных учреждениях, а это значит, что даже самые опытные хакеры не смогут «взломать» хранилище.

 

источник

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest